Использование психологических знаний в уголовном процессе



ПСИХО-ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА, АУДИО/ВИДЕОЗАПИСИ) (ст. 152 ГК РФ)

Экспертизы текстов, видео-фоно-записей, позволяющие выявить в поведении субъекта наличие (отсутствие) признаков неискренности или недобровольности дачи показаний, психологического давления со стороны, внушения, других особенностей взаимодействия, имеющих юридическое значение. При этом исследуются зафиксированные аудио/видеозаписи следственных действий, оперативных видеозаписей. Как правило, подобные экспертизы проводятся в тех случаях, когда допрашиваемый утверждает, что в процессе допроса на него оказывалось давление, и поэтому он сообщал информацию, необходимую следствию.

В рамках экспертизы аудио/видеозаписи обязательно проводится психологическое обследование подэкспертного, в ходе которого устанавливаются его интеллектуальные, личностные, эмоционально – волевые особенности, а также склонность к фантазированию, устойчивость к внушающему воздействию.

Устанавливаемые признаки речи группируют следующим образом:
-
звуковые особенности (для устной речи);
-
семантико-грамматические (характер выполнения фраз, выбор слов и конструкций, мера выразительности, правильности, организованности текста);
-
категориальные (возрастные, социальные, профессиональные, территориальные, национальные).

Перед экспертами могут быть поставлены следующие вопросы (примеры).

1. Является ли запечатленное на видеозаписи и представленное на исследование признание ХХХ в совершении преступления спонтанной устной речью, имеет ли оно признаки зачитывания готового текста? Каковы эмоциональные характеристики его речевой деятельности и поведения?

2. Имеются ли в запечатленном на видеозаписи и представленном на исследование признании ХХХ в совершении преступления признаки оказываемого на него психологического воздействия, которое могло существенно снизить его способность добровольно и самостоятельно сообщать излагаемые им сведения?

3.Исходя из содержания видеоматериалов, можно ли сделать вывод об эмоциональном отношении ребенка к матери?

4. Имеются ли основания предполагать, что отец детей оказывает влияние на формирование у них негативного отношения к матери?