Психолого-педагогическая экспертиза для суда


Правовые основания

В соответствии с действующим законодательством к спорам о праве на воспитание детей относятся следующие категории дел:

1. О воспитании детей после расторжения брака между родителями (ст. 24 СК РФ)

2. О месте проживания детей при раздельном жительстве родителей как при расторжении брака, так и независимо от решения данного вопроса (п.3 ст.65 СК РФ)

3. Об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу (ч.2 п.2 ст.66 СК РФ)

4. О возврате ребенка по требованию родителей от любых лиц, удерживающих ребенка не на основании закона или судебного решения (ст.68 СК РФ)

5. О лишении родительских прав (ст.69 СК РФ)

6. О восстановлении родительских прав (ст.72 СК РФ)

7. Об отобрании ребенка без лишения родительских прав (ст.125 СК РФ)

8. Об усыновлении ребенка (ст.125 СК РФ)

9. Об отмене усыновления (ст.140, 141 СК РФ)

10. Об устранении препятствий со стороны родителей на общение с ребенком бабушек, дедушек, братьев и других родственников, если родители не подчиняются решению органов опеки и попечительства (п.3 ст.67 СК РФ).

 

При определении места жительства несовершеннолетнего ребенка с кем-либо из родителей суд принимает решение только с участием органов опеки и попечительства.

Также судом может быть назначена психолого-педагогическая экспертиза в отношении ребенка и его родителей, чтобы соблюсти законные интересы несовершеннолетнего ребенка. Такая экспертиза будет называться судебной. Она может быть назначена по ходатайству представителей сторон

В ходатайстве в обязательном порядке должны быть указаны:
-
сведения об экспертной организации, в которой предполагается проведение психолого-педагогической экспертизы;

- вопросы, которые необходимо поставить перед экспертами;

- сведения о лице, которое оплатит работы по производству судебной экспертизы;

- доводы стороны, обосновывающие необходимость производства психолого-педагогической экспертизы.

 

! Психолого-педагогическая экспертиза родителей нужна только в том случае, если у суда есть основания сомневаться в том, что родитель способен обеспечить воспитание своего ребенка и уход за ним. 

 

Если суд не назначал психолого-педагогическую экспертизу, то стороны вправе самостоятельно провести в экспертном учреждении указанное исследование. И предоставить полученное Заключение в суд инициативно. Данная экспертиза не будет называться судебной. При этом суд вправе принимать или не принимать ее в качестве доказательств.

Задачей психолого-педагогической экспертизы при рассмотрении указанных дел является психологический анализ личности всех заинтересованных в процессе лиц (ребенка, его отца и матери), их иерархии ценностей, системы эмоциональных отношений (в том числе, друг к другу), на основании которого даются рекомендации эксперта-психолога и педагога относительно места проживания ребенка и участия родителей в процессе воспитания

При этом данный порядок должен свести к минимуму психотравмирующие для ребенка последствия развода родителей, обеспечить гармоничное и разностороннее развитие личности (ст.ст.24,65,66,67,68,72,73,76,125,131,140,141 СК РФ).

 

! Судебная психолого-педагогическая экспертиза это комплекс диагностических и аналитических исследований, требующих глубоких знаний в сфере психодиагностики, возрастной, семейной психологии и педагогике.

 

Этапы исследования:

1.Получение ходатайства из суда или по обращению сторон.

2.Формирование экспертной комиссии.

3.Изучение материалов дела.

4.Планирование и подготовка исследований.

5.Анализ полученных данных в ходе психодиагностического исследования в контексте юридически значимой ситуации.

6.Подготовка Заключения и передача его в суд.


Стоимость подготовки психолого-педагогической экспертизы формируется исходя из количества специалистов, участвующих в проведении экспертизы, количества обследуемых лиц и количества эксперто-часов, затрачиваемых на производству экспертизы.

Количество эксперто-часов прямо пропорционально количеству и сложности поставленных перед экспертами вопросов.

 

Суд, при назначении психолого-педагогической экспертизы, в определении указывает вопросы, на которые должны ответить эксперты. Необходимо как можно точнее сформулировать вопросы. Если вопросы поставлены не точно, Заключение эксперта может содержать формулировки, отражающие не объективное и неполное содержание исследования, что может потребовать дополнительного допроса судебных экспертов, проводивших экспертизу.

 

! Правильность формулировок вопросов перед экспертами имеет огромное, а в некоторых случаях, решающее значение. Бывают вопросы более выгодные или невыгодные для какой-либо из сторон. К выбору вопросов экспертам надо относится очень осмотрительно.

 

На разрешение экспертов в отношении ребенка и его родителей можно поставить следующие вопросы (примерный перечень):

 

1.Каково отношение несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения) к матери (Ф.И.О., дата рождения), отцу (Ф.И.О., дата рождения) или др. родственниками, ответчиками по настоящему делу? Если отношение негативное, то чем оно, с большей степенью вероятности, обусловлено.

 

2.Каковы индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения), особенности и уровень его психического развития?

 

3.Является ли мнение несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения) о месте проживания, порядке общения с родителем (Ф.И.О., дата рождения), самостоятельным, с учетом его возраста, состояния, уровня психического развития, влияния на него конфликтной ситуации?

 

4.Выявляются ли у несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения) признаки психологической привязанности к кому-либо из родителей? Если выявляются то к кому и какими психологическими или педагогическими факторами (условиями) это обусловлено

 


5.Каково психологическое отношение каждого из родителей к несовершеннолетнему (Ф.И.О., дата рождения)?

 

6.Каковы индивидуально-психологические особенности, стиль воспитания каждого из родителей, не оказывают ли они негативного влияния на психическое состояние и развитие несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения)?

 

7.Способен ли (Ф.И.О., дата рождения) самостоятельно осуществлять воспитание и уход за своим несовершеннолетним ребенком (Ф.И.О., дата рождения)? Если не способен, то по каким причинам

 

Наши эксперты имеют высокую квалификацию и большой опыт работы. Они помогут Вам сформулировать вопросы для экспертизы, проконсультируют о деталях проведения экспертного исследования, его сроках и последствиях.